Почему политика Европейского центробанка напоминает времена позднего СССР

В середине сентября 2019 года состоялось очередное заседание Европейского центрального банка. По его итогам ЕЦБ понизил и без того отрицательную процентную ставку по депозитам на 0,1%, до уровня -0,5%. При этом ставка по кредитам оставлена на нулевом уровне. В дополнение к этому ЕЦБ объявил о возобновлении программы выкупа активов на €20 млрд в месяц с 1 ноября.

Президент США Дональд Трамп очень быстро и живо отреагировал на это событие. Он написал в своем Twitter, что это наносит ущерб американскому экспорту. К тому же это стало очередным поводом для того, чтобы упрекнуть ФРС в бездействии. Напомним, что 31 июля 2019 года ставка по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) была понижена на 0,25%. Теперь она зафиксирована в диапазоне от 2 до 2,25% годовых. Очевидно, что дифференциал базовых ставок ФРС и ЕЦБ не устраивает президента Трампа, который ратует за усиление реального сектора экономики в США. Теперь он применяет все свое политическое влияние для того, чтобы Федеральная резервная система не только продолжила понижение ставки, но и делала это в более быстром темпе.

К слову, в промежутке между решениями ФРС и ЕЦБ Центральный банк РФ также понизил ключевую ставку на 0,25%, до уровня 7% годовых. Это уже третье подряд понижение с середины июня текущего года. Если же посмотреть на КНР, то Национальный банк Китая продолжает цикл плавного уменьшения процентной ставки еще с середины 2012 года. За это время она сократилась с 6,56 до 4,60%.

Попытки оживить производство

Как мы видим, уровень текущих процентных ставок центральных банков упомянутых стран и ЕС не одинаков. Однако общая тенденция к их понижению явно присутствует. В чем же экономический смысл текущей гонки сокращения процентных ставок между ведущими мировыми экономиками?

Прежде всего, необходимо понимать, что уже с 2018 года наметилась тенденция к замедлению темпов роста мировой экономики. По прогнозу Всемирного банка, в 2019 году они могут снизиться до 2,6% против 3,8% по итогам 2017 года. Вполне очевидно, что в ухудшающихся условиях международная экономическая конкуренция может лишь обостряться при прочих равных обстоятельствах.

Исторически сложилось так, что самым быстрым и простым способом поддержания материального производства и всех надстроек над ним в отдельной стране является ослабление курса национальной валюты. Это в первую очередь стимулирует экспорт и вызывает соответствующее оживление экономики. Кроме того, "складирование" свободных денежных средств на банковских депозитах теряет свою привлекательность по причине невысокой доходности. Это тоже является значимым фактором для оживления производства в стране.

Для того чтобы запустить эти процессы, центральные банки прибегают к снижению процентных ставок. В обратной ситуации они их повышают с целью охлаждения перегретой экономики. Очевидно, что в этом процессе необходимо соблюдать разумный баланс.

Ситуация еще более усложняется в том случае, если отдельное государство эмитирует мировую резервную валюту. Ведь при этом оно вынуждено жертвовать своей экономикой в угоду экспорту капитала. В таком случае ослабление национальной валюты будет означать ухудшение привлекательности номинированных в ней финансовых активов.

В текущей ситуации это пока что более характерно для США по историческим причинам. Однако евро наряду с долларом США также выступает и средством международных расчетов, и активом, который входит в состав резервов центральных банков многих других стран.

Как мы видим, с учетом перечисленных факторов регулирование ставок ФРС и ЕЦБ представляется весьма ответственным и непростым процессом. Помимо ставок указанные организации могут осуществлять и иные стимулирующие экономику меры. Например, к ним могут относиться программы "количественного смягчения", которые представляют собой не что иное, как выкуп активов на финансовых рынках с целью их поддержания. Здесь мы опять возвращаемся к тезису о том, что страны — эмитенты резервных валют жертвуют реальным сектором собственной экономики. Очевидно, что распродажи акций и облигаций в них могут быть не менее болезненными для экономики, чем падение объемов производства товаров и услуг.

Как угодить всем членам еврозоны?

Однако максимальная мера ответственности и сложности в этом плане все же лежит на Европейском центральном банке. Это связано с тем, что ЕЦБ, являясь независимым органом, реализует денежно-кредитную политику для всей зоны евро, к которой относятся 19 стран из 28 государств, входящих в Евросоюз. Очевидно, что экономическое положение отдельных стран в составе ЕС далеко не однородно. И если одни из них выигрывают от текущей денежно-кредитной политики ЕЦБ, то другим она может и не идти на пользу. Если же отбросить сугубо экономические интересы, то всегда остается бесконечно широкое поле для политических разногласий. Вполне очевидно, что угодить всем членам ЕС в этом процессе невозможно.

Мы уже упоминали о том, что самым быстрым и простым способом решения текущих проблем в экономике представляются смелые монетарные стимулы в стиле "разбрасывания денег с вертолета". Очевидно, что подобный "допинг" в значительной мере является всего лишь способом отодвинуть текущие трудности на более поздний срок. Однако не стоит требовать от центральных банков слишком многого. Строго говоря, в их силах лишь регулировать стоимость и доступность денег внутри страны. Создание всех иных условий для роста реального сектора относится к компетенции правительств.

Текущая нулевая ставка ЕЦБ по кредитам находится на указанном уровне еще с апреля 2016 года. Надо признать, что это еще не самый худший вариант на фоне отрицательных ставок ЦБ Японии, Швеции и Швейцарии. Таким образом, ЕЦБ реализует политику накачки экономики "бесплатными" деньгами. Для конечного заемщика в странах Евросоюза кредит получается очень дешевым. Это позитивно с точки зрения стимулирования потребительского спроса и развития реального сектора экономики.

Вместе с тем весомая доля дешевых заемных средств направляется не на развитие экономики, а сугубо на финансовые спекуляции, что не отвечает целям экономического роста. В настоящее время ресурс понижения ставки по кредитам практически исчерпан. Отрицательные ставки по кредитам представляются экономическим абсурдом. В этом плане нулевые или близкие к ним процентные ставки для конечных заемщиков выглядят как разумный компромисс и предел.

Недавнее увеличение отрицательной процентной ставки ЕЦБ по депозитам до -0,5% представляется скорее формальным решением, призванным подтвердить приверженность регулятора мягкой денежно-кредитной политике. По большому счету этот ресурс также уже давно исчерпан с практической точки зрения.

В подобной ситуации вполне логичным решением для ЕЦБ стало возобновление программы выкупа активов на €20 млрд в месяц. Предыдущая программа количественного смягчения закончилась в декабре 2018 года. В течение двух неполных лет в ее рамках выкупались активы на сумму от €15 млрд до €60 млрд в месяц. По-видимому, в случае дальнейшего ухудшения экономического состояния в Евросоюзе ЕЦБ будет вынужден увеличивать объемы месячного выкупа. Уже совсем скоро, в конце октября, нынешнего президента ЕЦБ Марио Драги сменит Кристин Лагард. От нее ожидается продолжение либеральной политики предшественника.

Экономические диспропорции

Казалось бы, политика ЕЦБ в части дальнейшего выкупа активов пока еще не дошла до явного конечного предела. По экспертным оценкам, Европейский центральный банк еще может направить на это не менее €400 млрд. Однако ключевая проблема заключается в том, что поддержки и выкупа по определению требуют именно "плохие" или "токсичные" активы. В рамках указанной программы активно приобретаются облигации стран еврозоны. Оборотной стороной этого процесса является дальнейшее увеличение крупного государственного долга таких стран, как Италия, Греция, Испания, Португалия и другие.

Подобная абсурдная политика вполне отвечает целям политического единства ЕС и оправдывается ими. Здесь просматриваются параллели с поздним СССР, где финансовые и бюджетные отношения между республиками все еще отходили на второй план по значимости. Однако к моменту распада Советского Союза накопившиеся экономические диспропорции сыграли свою роль.

Картина выглядела бы очень причудливой, если бы многие аналогичные и специфические экономические проблемы не наблюдались и в иных развитых государствах и регионах. В целом же стоит признать, что ЕС неспешно дрейфует к еще достаточно далекой по времени развязке усугубляющихся экономических проблем. Конечно, надежда на "хеппи-энд" всегда присутствует. Однако самые прозорливые члены команды, такие как Великобритания, уже готовятся покинуть этот корабль.


Ссылка на источник

Все новости
Предыдущая новость Следующая новость
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.